Это метод психотерапии, первоначально возникший как объединение идей поведенческого анализа (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер) и когнитивного подхода, предложенного независимо друг от друга А. Беком (когнитивная терапия) и А. Эллисом (рационально-эмотивно-поведенческая терапия). В современном виде когнитивно-поведенческое направление в психотерапии объединяет большое количество методов, которые при всех различиях имеют общие существенные основания.
Чтобы метод мог быть отнесен к когнитивно-поведенческому направлению, он должен, с нашей точки зрения:
- использовать (в той или иной степени) так называемый когнитивный принцип (когнитивная модель) – понимание того, что эмоциональные или поведенческие проблемы в значительной степени определяются мышлением (когнициями);
- в понимании природы расстройства и методах его терапии опираться на теории научения, прежде всего классическое и оперантное обусловливание и обучение по моделям;
- не противоречить современным научным данным и использовать научный метод для обоснования своей эффективности;
- ключевую важность в процессе терапии придавать терапевтическим отношениям, характеризующимся открытостью (то есть пациент осведомлен обо всем, что и зачем происходит в терапии) и сотрудничеством, вся терапия в целом носит обучающий характер.
Есть и другие признаки, но эти являются основными. Виды терапии, разделяющие эти принципы, как правило могут комбинироваться друг с другом, если это необходимо. И специалисты, практикующие даже разные методы этой группы, как правило могут достаточно хорошо понимать друг друга (по крайней мере, теория им в этом не мешает)
Именно поэтому в нашей ассоциации есть секции РЭПТ, схема-терапии и диалектической бихевиоральной терапии (ДБТ).