Этический кодекс

Президиумом Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов было принято решение использовать в работе Этической комиссии Этический кодекс Коллегии по этике психологов и психотерапевтов (КЭПП)

 

Коллегия по этике психологов и психотерапевтов — ассоциация, созданная для распространения, формирования и развития этических принципов среди психологов и психотерапевтов.

Миссия КЭПП — способствовать формированию универсальных этических стандартов в практике психологического консультирования и психотерапии, развитию этического самосознания и повышению уровня этической компетентности психологов-консультантов и психотерапевтов.

Цели кодекса:

  1. Формировать представления об этических принципах и стандартах работы у членов КЭПП
  2. Служить основой при рассмотрении этических обращений

Этический кодекс состоит из вступления, четырёх базовых принципов и конкретных этических стандартов, описанных в десяти разделах кодекса.

Этический кодекс представляет собой документ, регулирующий деятельность психологов-консультантов и психотерапевтов (далее — психологов), входящих в КЭПП. Он носит рекомендательный характер и не является законодательным документом.

В ситуации, когда этический кодекс и закон вступают в конфликт, психолог ориентируется на действующее законодательство.

В тексте кодекса дефиниции «психолог» и «клиент» в равной степени относится к бинарным и небинарным персонам.

Содержание.

i. Базовые этические принципы

  1. Раздел 1. Ответственность перед клиентами
    1. Границы компетенции
    2. Перенаправление клиентов
    3. Информированное согласие
    4. Ведение записей и документации
    5. Конфиденциальность
  2. Раздел 2. Терапевтические отношения
    1. Создание и поддержание границ в терапевтических отношениях
    2. Условия для изменения границ в терапевтических отношениях
    3. Эксплуатация клиентов
    4. Множественные отношения
    5. Запрещенные виды отношений с клиентом
    6. Оплата терапии
    7. Завершение терапии
  3. Раздел 3. Отношения с другими профессионалами
    1. Границы компетентности коллег
    2. Параллельная работа с другим психологом
    3. Ответственность за привлеченных специалистов
    4. Консультационные услуги, предоставляемые коллегам
    5. Информирование об этических нарушениях
    6. Предотвращение травли
  4. Раздел 4. Этические аспекты супервизии
    1. Компетентность супервизора (подготовка, сертификация)
    2. Конфиденциальность
    3. Благополучие клиента
    4. Отношения в супервизии
    5. Информированное согласие
    6. Оценка профессиональной пригодности супервизанта
    7. Обязанности и права студентов-супервизантов
  5. Раздел 5. Консультирование онлайн
    1. Электронное консультирование
    2. Информированное согласие в электронном консультировании
    3. Удостоверение личности в виртуальном пространстве
  6. Раздел 6. Позиционирование в онлайн-пространстве и публичные заявления
    1. Поведение в социальных медиа
    2. Консультирование подписчиков и “друзей” в социальных сетях
    3. Профессиональная ответственность за публичные заявления
  7. Раздел 7. Реклама и поиск клиентов
    1. Использование места работы для поиска клиентов
    2. Этичная реклама своих услуг
    3. Использование отзывов клиентов
    4. Ограничение в продвижении услуг
  8. Раздел 8. Обучение консультированию и терапии
    1. Ответственность преподавателя
    2. Конфиденциальность в отношении личных данных студентов
    3. Границы в отношениях со студентами
    4. Оценка знаний студентов
  9. Раздел 9. Исследования и публикации
    1. Ответственность исследователя перед респондентами
    2. Информированное согласие
    3. Конфиденциальность данных респондентов
    4. Участие студентов и коллег в исследованиях
    5. Участие клиентов в исследованиях
    6. Обязательства перед респондентами после завершения сбора данных
    7. Сообщение о результатах исследования
    8. Публикации в научных журналах и других изданиях
    9. Плагиат и само-плагиат
    10. Оценка вклада исследователей при коллаборации
    11. Взаимодействие с другими исследователями
  10. Раздел 10. Этический комитет
    1. Полномочия этического комитета
    2. Избираемость этического комитета
    3. Формальное разрешение ситуации

ii. Приложения

Приложение 1. Рекомендации по составлению информированного согласия

Приложение 2. Рекомендации по составлению информированного согласия на исследование


i. Базовые этические принципы этического кодекса КЭПП

Базовые этические принципы являются ценностными ориентирами и основой для принятия решений в ситуациях этических дилемм.

  1. Уважение — включает в себя общее уважение, соблюдение конфиденциальности, использования в работе информированного согласия, уважение права на самоопределение и автономность. Психологи уважают права, честь и достоинство всех людей, избегают предвзятого отношения, которое может вести к дискриминации. Психолог относится ко всем людям с равным уважением, понимает индивидуальные, культурные, ролевые различия, которые могут быть связаны с ограниченными возможностями (не только физическими), полом, сексуальной ориентацией, этнической, национальной или религиозной принадлежностью, языком, социально-экономическим статусом. Психолог уважает и поддерживает права клиента самому принимать решения относительно своей жизни вообще и терапии в частности.
  2. Компетентность – включает в себя знание профессиональной этики, понимание границ своей профессиональной компетентности, непрерывное профессиональное развитие, а также отслеживание ситуаций, когда психолог не способен заниматься практикой.
  3. Ответственность – включает в себя поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности, использование научно обоснованных данных, непричинение вреда клиенту, недопущение дискредитации профессии, в том числе внимательное отношение к публичным выступлениям. Психолог действует в интересах клиента, обеспечивает непрерывность психологической помощи через взаимодействие с коллегами, а также обладает необходимыми знаниями и навыками для решения ситуаций этических дилемм.
  4. Честность – включает в себя признание профессиональных ограничений, ситуации конфликта интересов и возможного использования, а также действия по отношению к коллегам. Психолог соблюдает точность в указании своей квалификации, образования, опыта, компетентности, принадлежности к ассоциациям и организациям. Психолог обязан быть честным и точным во всех финансовых вопросах, связанных с профессиональной деятельностью. Психолог обязан осознавать возможность потенциальных проблем в результате двойных отношений и избегать двойных отношений, которые могут изменить необходимую профессиональную дистанцию или могут привести к конфликту интересов и использованию клиента, не использовать профессиональные отношения в своих личных интересах.

Раздел 1Ответственность перед клиентами

В этом разделе обсуждается необходимость соблюдения психологами границ своей компетенции, правила перенаправления клиентов коллегам, использовании информированного согласия на терапию, правилах ведения записей, нюансы конфиденциальности.

 

1.1 Границы компетентности

Психолог остается в границах своей компетентности, оказывая услуги, для которых имеет достаточную квалификацию и опыт.

1.1.1 Повышение уровня компетентности

Психолог непрерывно повышает уровень своей профессиональной компетентности, оставаясь в курсе современных подходов в терапии и исследований эффективности терапевтических методов.

1.1.2 Осознание профессиональных ограничений

Если профессиональных знаний психолога недостаточно, то он должен пройти необходимое обучение и/или прибегнуть к помощи более опытных коллег.

1.1.3 Мультикультурная компетентность

Психолог постоянно повышает уровень мультикультурной компетентности и избегает участия в любых формах дискриминации на основе расы, гендерной и сексуальной идентичности, возраста, пола, профессии, уровня образования, социо-экономического статуса, физических возможностей, психического статуса, принадлежности клиента к группам меньшинств.

1.1.4 Консультации по вопросам этики

Психолог консультируется с коллегами и другими профессионалами, обладающими знанием этических стандартов в ситуациях, когда у них возникают вопросы, касающиеся этики и практики.

1.1.5 Обращение за помощью в случае истощения психолога

Психолог отмечает у себя признаки эмоционального, ментального и физического истощения и воздерживается от предоставления услуг клиентам в таком состоянии, понимая, что рискует навредить своему клиенту. Психолог обращается за профессиональной помощью и, если это необходимо, ограничивает число клиентов или временно прекращает практику до момента восстановления. Психолог дает бережную обратную связь коллегам, которые могут не замечать у себя признаков истощения и выгорания, как и принимает ко вниманию замечания коллег о его собственном эмоциональном, ментальном и физическом состоянии, если оно может негативно влиять на качество его работы.

 

1.2 Перенаправление клиентов

В случаях, когда знаний и опыта психолога недостаточно для работы с клиентом, психолог должен направить клиента более опытному коллеге. Если существует вероятность того, что личные проблемы психолога не позволят ему выполнять свои профессиональные обязанности в полной мере, то психолог должен обратиться за помощью к супервизору или принять участие в интервизии, чтобы определить, должен ли он ограничить, приостановить или прекратить работу. Перенаправление должно сопровождаться объяснением клиенту причин и предоставлением нескольких специалистов на выбор. В случае несовпадения личных ценностей терапевта и клиента психологу рекомендуется не сразу перенаправлять клиента, а осознать это как свое ограничение и пройти супервизию, а также повысить свою квалификацию в этой области. 

 

1.3 Информированное согласие

Перед началом психологического консультирования, психотерапии и их исследований психологи должны получить информированное согласие у своих клиентов.

Информированное согласие должно включать описание предоставляемых услуг, права и обязанности сторон. Обязательным пунктом информированного согласия является сообщение о границах конфиденциальности (см. 1.5). В случаях консультирования через электронные каналы коммуникации психолог обязан сообщать клиенту обо всех возможных ограничениях и рисках, связанных с таким форматом работы  (см. Приложение 1 и Раздел 5). 

1.3.1 Работа с клиентами, которые не способны дать осознанное согласие на терапию

В случае, если психолог работает с людьми, не способными дать осознанное согласие на психотерапию, это согласие заключается с доверенным лицом клиента.

1.3.2 Информированное согласие в работе с несовершеннолетними

Если психолог работает с несовершеннолетними, то согласие на терапию подписывают родители или опекуны. При этом психолог обязан получить устное согласие несовершеннолетнего на психологическую работу. Психолог на первой встрече также обсуждает с семьей границы конфиденциальности в работе с несовершеннолетним, решая вместе, что может быть рассказано родителям или опекунам. 

 

1.4 Ведение записей и документации

Психологу рекомендуется вести записи о работе с клиентом и принимать меры по защите информации о клиенте в ходе терапии и после ее окончания.

1.4.1 Предоставление информации клиенту 

Клиент имеет право на получение информации о процессе консультирования в письменном виде. Психолог следит за тем, чтобы данная информация была представлена клиенту в виде, который не принесет ему вреда.

1.4.2 Хранение информации о клиенте

Психолог принимает меры для того, чтобы данные клиента и записи сессий хранились в конфиденциальном месте, в которое есть доступ только у него. Психолог хранит записи о клиенте в течение времени, предусмотренного законом о персональных данных (не менее 50 лет). 

 

1.5 Конфиденциальность 

Конфиденциальность является основой терапевтических отношений. Психолог обязан указать в информированном согласии нормы соблюдения конфиденциальности и условия, при которых она может быть нарушена: ситуации угрозы жизни и здоровью клиента или жизни и здоровью других людей; эмоционального, физического, экономического насилия в отношении детей, недееспособных и других категорий людей, находящихся в зависимом положении; необходимости свидетельствовать в суде.

При консультации с коллегами психолог не разглашает конфиденциальную информацию, которая может привести к идентификации клиента.

Психологи не раскрывают в своих трудах, лекциях, в СМИ, социальных медиа конфиденциальную, личную информацию, касающуюся своих клиентов.

Исключения описаны в дальнейших разделах.

1.5.1 Разрешение на запись

Ведение аудио- и видеозаписей во время психотерапии, супервизии и исследований должно согласовываться всеми участниками работы и подтверждаться подписанием соответствующего согласия.

1.5.2  Использование информации о клиенте в публикациях

Если психолог собирается использовать информацию о случае клиента в своих научных и публицистических работах, он обязан изменить случай до неузнаваемости — имя, профессию, возраст, обстоятельства жизни, специфические признаки внешности, речи, состояния здоровья и пр. Неэтично просить у клиента разрешения публиковать его случай.

1.5.3 Разглашение информации о клиенте в суде

В случае, если психолог оказывается вызван в суд, он подчиняется действующему законодательству о свидетельствовании в суде.

1.5.4 Разглашение информации после смерти клиента

Психолог хранит конфиденциальность после смерти клиента за исключением случаев, указанных в информированном согласии или при запросе со стороны правоохранительных органов.


Раздел 2. Терапевтические отношения

В разделе обсуждаются вопросы о границах терапевтических отношений, условиях их создания, поддержания и изменения. Описываются запрещенные виды отношений с клиентами, обсуждаются ограничения и специфика виртуальных и множественных отношений с клиентами. Подчеркивается необходимость развития мультикультурной компетенции для построения продуктивных терапевтических отношений с разными категориями клиентов. Раскрывается понятие эксплуатации клиентов, этические вопросы оплаты терапии, а также ее завершения. Эти правила относятся как к очному, так и ко всем видам дистанционного взаимодействия.

 

2.1 Создание и поддержание границ в терапевтических отношениях 

Психолог отвечает за установление профессиональных границ и поддержание с клиентами рамок терапевтических отношений.

Границы профессиональных отношений относятся к вопросам: самораскрытия, продолжительности и места сессий, физических прикосновений, подарков, бартера, деятельности за пределами приемного кабинета, случайных встреч, социальных и других нетерапевтических контактов, общения в социальных сетях и других форм множественных отношений.

Границы профессиональных отношений отражены в информированном согласии.

 

2.2 Условия для изменения границ в терапевтических отношениях

Вопросы пересечения и нарушения границ появляются при любых отклонениях от традиционных форм консультирования и психотерапии,  проходящих в кабинете психолога согласно сеттингу.

Границы профессиональных отношений в психологическом консультировании и психотерапии связаны с направлением психотерапии, в котором практикует психолог.

При необходимости расширения границ профессиональных отношений психолог оценивает возникающие риски в каждой конкретной ситуации.

 

2.3 Эксплуатация клиентов

Психолог избегает эксплуатации клиентов. Психолог осознает свое влиятельное положение по отношению к клиентам (дисбаланс власти) и избегает использования доверия и зависимости клиентов в любых сферах: бытовой, экономической, информационной, эмоциональной и пр.

 

2.4 Множественные отношения 

Множественные взаимоотношения возникают в случае, если психолог, находясь в профессиональных отношениях с клиентом, одновременно находится  в других отношениях с ним, либо с его ближайшим окружением. Такими отношениями могут быть: семейные, социальные, финансовые, деловые (в том числе отношения, возникающие в процессе обучения и супервизии), или близкие личные отношения. Множественными являются отношения, которые возникают до, во время и после психологического консультирования и психотерапии.                            

2.4.1 Психолог воздерживается от множественных отношений, чтобы не подвергать клиента риску эксплуатации, вреда и избежать негативных последствий для терапевтического процесса.

2.4.2 В случаях, когда невозможно избежать множественных отношений, психолог четко разъясняет клиенту все нюансы множественных отношений и устанавливает профессиональные границы.

2.4.3 Если из-за непредвиденных факторов возникли потенциально опасные множественные отношения, психолог предпринимает разумные шаги для их разрешения с учетом интересов пострадавшего лица и соблюдения  этического кодекса.

 

2.5 Запрещенные виды отношений с клиентом 

Психолог поддерживает высокий уровень осведомленности о вреде, который клиенту может нанести вступление в сексуальные отношения с психологом. Психолог избегает вступления в сексуальные, романтические,  дружеские и деловые отношения с клиентом. Вступление в сексуальные отношения с клиентом возможны не ранее чем через пять лет после завершения терапии. При этом психолог и клиент должны быть уверены, что терапевтические отношения завершены и не повторятся в будущем. Психолог не прекращает терапию, чтобы вступить с клиентом в сексуальные отношения. Терапия с бывшими сексуальными партнерами запрещена. 

 

2.6. Оплата терапии

Психолог стремится быть максимально честным, ясным и давать клиенту полную информацию в вопросах оплаты.

2.6.1 Установление цены на услуги

При установлении цен на услуги психолог ориентируется на цены в регионе (городе, районе), в котором он практикует. Психолог избегает ситуаций, когда цена на его услуги недоступна большинству людей, проживающих в том районе, где он практикует.

2.6.2 Про-боно клиенты и благотворительность

Этической обязанностью психолога является предоставление помощи про-боно или по сниженному тарифу клиентам, у которых нет возможности оплатить терапию полностью. Процент таких клиентов определяется самим психологом.

2.6.3 Бартерные отношения

Психолог по умолчанию воздерживается от бартерных отношений с клиентом, потому что такая оплата создает возможность для конфликтов, эксплуатации и искажения терапевтических отношений. Психолог может согласиться на бартер при соблюдении следующих пунктов: 

— отношения не являются эксплуатацией,

— клиент настаивает только на таком варианте оплаты,

— условия бартера четко сформулированы,

— достигнуто письменное соглашение,

— такая договоренность одобряется в профессиональном сообществе психолога.

Бартер услуг является более рискованной формой оплаты терапии, чем бартер товаров. Психолог осознаёт высокую степень потенциальных рисков при бартере услуг. 

2.6.4 Неуплата за услуги психолога

При заключении информированного согласия психолог четко определяет порядок оплаты за услуги. Цена, оплата пропущенных сессий оговариваются в информированном согласии. В случае, если клиент систематически отказывается оплачивать услуги психолога, последний имеет право приостановить терапию и перенаправить клиента. В сложных ситуациях необходимо консультироваться с юристом. 

2.6.5 Получение подарков

Психолог может принимать подарки от клиентов в том случае, если получение подарка не несет риска эксплуатации клиента, вреда терапевтическим отношениям и личности клиента. Психолог понимает риски получения подарков от клиентов. Психолог вместе с клиентом исследует смысл, который клиент вкладывает в подарок и его возможное влияние на терапевтические отношения. Также психолог исследует свою мотивацию на получение подарка. 

Не рекомендуется принимать подарки, стоимость которых превышает стоимость сессии.

 

2.7 Завершение терапии

Психолог прекращает терапию, когда становится ясно, что клиент больше не нуждается в помощи или ему будет нанесен вред в результате продолжения терапии.

Психолог может прекратить терапию, если подвергается угрозам со стороны клиента или людей, с ним связанных.

Психолог делает все возможное, чтобы завершить терапию с минимальными рисками для клиента, включая проведение специальной встречи по завершению терапии.


Раздел 3. Отношения с другими профессионалами

В разделе подчеркивается, что при необходимом сотрудничестве со смежными специалистами, психолог действует с учетом компетенций и обязанностей своих коллег в психотерапии, психологии, медицине и других профессиях. Он уважает ценности и цели учреждений, с которыми связаны его коллеги. Психолог стремится к поддержанию позитивных, уважительных отношений с коллегами.

 

3.1 Границы компетентности коллег

Психолог понимает область компетенции смежных профессионалов и использует профессиональные, технические и административные ресурсы, связанные со смежными профессионалами, которые могут послужить интересам клиента. Психолог участвует в принятии решений, касающихся клиента и его благополучия, учитывая особенности практики других групп профессионалов и стремится к сотрудничеству с ними. 

 

3.2. Параллельная работа с другим психологом

Если клиент одновременно получает психологические услуги от другого специалиста, психолог относится к этому, соблюдая принцип конфиденциальности. Психолог обсуждает эти вопросы с клиентом, чтобы свести к минимуму риски и конфликты интересов, и стремится к тому, чтобы поддерживать четкие и согласованные отношения с другими вовлеченными специалистами. Он с деликатностью и уважением комментирует работу своих коллег.

 

3.3 Ответственность за привлеченных специалистов

Психолог при выборе коллег для сотрудничества ориентируется на их компетентность, профессиональную подготовку и опыт.

 

3.4 Эксплуатация отношений с коллегами

Психолог не эксплуатирует свои профессиональные отношения и статус с коллегами и подчиненными в целях добиться сексуальных контактов. Психолог не потворствует сексуальным домогательствам (включая вербальные и физические домогательства) и не участвует в них.

 

3.5 Консультационные услуги, предоставляемые коллегам

Не рекомендуется оказывать психологические услуги своим коллегам при наличии доступных альтернатив.

 

3.6 Информирование об этических нарушениях

Если психолог узнает об этических нарушениях со стороны другого профессионала, то в первую очередь обращается непосредственно к нему самому — неофициально и лично — и указывает на недопустимость его поведения в максимально бережной и уважительной форме. Если ситуацию невозможно разрешить неофициально, психолог доводит до сведения соответствующего учреждения, ассоциации или комитета по профессиональной этике и поведению о наличии нарушения и рисков для клиента. (подробнее см. 10.2)

 

3.7 Предотвращение травли

Психолог не занимается травлей своих коллег, поскольку это противоречит ценностям профессии. Критика и комментарии должны касаться действий специалиста, а не его личности и выражаться в уважительной форме профессиональной дискуссии. Рекомендуется избегать публичных обсуждений, а использовать профессиональные инструменты (супервизия, интервизия, обращение в этический комитет) для разрешения конфликтных ситуаций.


Раздел 4. Этические аспекты супервизии

В этом разделе рассматриваются отношения между супервизором и супервизантом с учетом рисков эксплуатации, ответственности супервизора, необходимой документации и образования для ведения супервизий. Подчеркивается необходимость соблюдения базовых этических принципов в работе с супервизантом. 

 

4.1 Компетентность супервизора (подготовка, сертификация)

Супервизор обязан иметь соответствующую теоретическую и практическую подготовку, знать об основных моделях супервизии и стадиях развития консультанта. Супервизор постоянно повышает свою квалификацию, участвуя в обучающих программах, повышает уровень своей компетентности.

 

4.2 Конфиденциальность

Супервизор соблюдает конфиденциальность в работе с супервизантом, в том числе знает об ограничениях и рисках онлайн-супервизии.

 

4.3 Благополучие клиента

Супервизор осознает, что является частью триады консультант-клиент-супервизор и понимает, что несет ответственность за действия супервизанта. В обязанности супервизора входит обращать внимание супервизанта на соответствие его работы профессиональным стандартам и стандартам этического кодекса.

 

4.4 Отношения в супервизии

Супервизор делает все возможное для поддержания профессиональных отношений с супервизантом, ясно информируя о границах этих отношений. 

В случаях, если отношения между супервизором и супервизантом меняются, супервизор обязан удостовериться в том, что супервизант не подвергается эксплуатации и ему/ей не наносится вред. Также супервизор обязан сохранять объективность в оценке супервизанта, и если возникает риск снижения объективности — предпринять все возможное, проясняя границы отношений. Супервизор должен помнить о том, что супервизант зависит от него и ответственность за выстраивание психологических и физических границ в их отношениях лежит на супервизоре.

4.4.1 Запрещенные виды отношений

Сексуальные и романтические отношения между супервизором и супервизантом в период прохождения супервизии запрещены как в физическом, так и в виртуальном пространстве (например, романтические письма и сексуальное общение онлайн).

Супервизору запрещено оказывать супервизионные услуги людям, в отношении которых он не может сохранять объективность.

Супервизору запрещено оскорблять супервизанта, проявлять агрессию и унижать публично через негативную оценку их действий. В групповой супервизии супервизор обязан справедливо относиться ко всем участникам супервизии и избегать публичных негативных оценок действий, унижающих достоинство супервизанта.

4.4.2 Запрет на терапию супервизанта супервизором

Супервизору запрещено осуществлять психотерапию супервизанта. В случае если супервизант обращается к супервизору за психотерапевтической помощью, супервизор рекомендует супервизанту найти психолога-консультанта или психотерапевта.

 

4.5 Информированное согласие

Супервизор предоставляет супервизанту информированное согласие, в котором описывает свою квалификацию, методы работы, пользу и риски супервизии для супервизанта, а также ограничения конфиденциальности. При необходимости в информированном согласии обсуждается дистанционная работа.

4.5.1 Преждевременное завершение отношений 

В случае, если супервизор и супервизант сталкиваются с необходимостью завершить отношения раньше сроков, обсужденных в начале работы, они обсуждают возникшие разногласия и супервизор перенаправляет супервизанта, рекомендуя не менее двух контактов потенциальных супервизоров.

 

4.6 Оценка профессиональной пригодности супервизанта 

Супервизор осуществляет объективную оценку профессиональной пригодности супервизанта и информирует последнего о наличии у него профессиональных ограничений (например, проявлении дискриминационных установок). Обязанностью супервизора является обсудить с супервизантом, имеющего серьезные ограничения для работы, возможности их преодоления. 

 

4.7 Обязанности и права студентов-супервизантов

Крайне желательно, чтобы студенты, обучающиеся в программах подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов, предоставляли консультационные и психотерапевтические услуги только при постоянной супервизии. Рекомендуемая регулярность обращения студента за супервизией в среднем не менее 1 часа супервизии на 10-15 часов очной работы с клиентами.

Студент выбирает супервизора с учетом своих финансовых возможностей. В ряде случаев студенту могут назначать супервизора в обучающей программе. 

Студент имеет право завершить отношения с супервизором в случае, если возникнут непреодолимые разногласия.

Супервизируемый студент обязан сообщать клиентам о своем статусе и о том, что информация о клиентах будет обсуждаться с супервизором. Студент обязан брать у клиентов разрешение на обсуждение информации о них с супервизором в индивидуальном и/или групповом формате, сообщая клиентам о том, как, в течение какого срока и каким образом будет храниться информация о клиенте.


Раздел 5. Консультирование онлайн

В этом разделе рассматриваются этические риски использования социальных сетей психологом и ограничения электронного консультирования (консультирования, которое опосредовано электронными средствами связи: проводится через сеть интернет, телефон и видеоконференции).

Психолог изучает и отслеживает возможности электронного консультирования, а также делает все от него зависящее, чтобы сохранить конфиденциальность клиента.

 

5.1 Электронное консультирование

Психолог отдает себе отчет в том, что электронное консультирование имеет ограничения по тому, с каким клиентским запросом может работать специалист через электронные средства связи. 

Психолог знает законодательство страны и региона, в котором работает, касающееся предоставления услуг через электронные средства связи.

 

5.2 Информированное согласие в электронном консультировании

Психолог уважает автономию клиента и право выбора средства коммуникации для психологического консультирования. В случае, если клиент выбирает электронное консультирование, психолог предоставляет информированное согласие, включающее дополнительные пункты, специфичные для данного вида консультирования (риски нарушения конфиденциальности, возможность технических проблем).

 

5.3 Удостоверение личности клиента в виртуальном пространстве

Психологу рекомендуется принять все возможные меры для того, чтобы установить личность и возраст клиента в виртуальном пространстве. 


Раздел 6. Позиционирование в онлайн-пространстве и публичные заявления 

Данный раздел проясняет позиционирование и поведение психолога в социальных сетях, средствах массовой информации и иных публичных пространствах. Психолог осознает влияние собственных высказываний, сделанных из позиции профессионала и их возможные последствия для конкретных людей и общества, и для репутации профессии в целом.

 

6.1 Поведение в социальных медиа

Психолог разделяет личные и профессиональные интернет-страницы и профили и отдает себе отчет о рисках раскрытия личной информации перед клиентом. 

Психолог исходит из того, что конфиденциальность и анонимность в Интернете не гарантированы. Это означает, что опубликованные психологом материалы могут в любой момент стать достоянием общественности. 

Психолог уважает автономию своих клиентов и не нарушает их границы, не посещает их профили в социальных сетях. 

Психолог избегает  разглашения конфиденциальной информации о клиентах в средствах массовой информации. 

 

6.2 Консультирование подписчиков и “друзей” в социальных сетях

Психолог отдает себе отчет в том, что клиенты могут относиться к дружбе в социальных сетях как к реальным дружественным отношениям и избегает консультирования виртуальных друзей. 

 

6.3 Профессиональная ответственность за публичные заявления

Психолог, который делает публичные заявления, освещающие его профессиональную деятельность, несет профессиональную ответственность за эти заявления.

Психолог не делает ложных заявлений о своей практике, исследованиях, компетентности, ученых степенях, полномочиях, принадлежности к ассоциациям, своих услуг, гонораров, публикаций или результатов исследований. 


Раздел 7. Реклама и поиск клиентов

В разделе обсуждаются принципы этичной рекламы психотерапевтических услуг, а также психологической продукции, необходимость предоставления адекватной информации о себе. Освещаются ограничения в использовании отзывов клиентов. 

 

7.1 Использование места работы для поиска клиентов

Если помимо консультирования психолог занят еще какой-то профессиональной деятельностью, он не использует место работы и авторитет организации для рекламы и привлечения новых клиентов. 

 

7.2 Этичная реклама своих услуг

Любой рекламный материал и вся письменная и устная информация должны точно отражать характер предлагаемых услуг, а также подготовку, квалификацию и соответствующий опыт психотерапевта в отношении клиента или групп клиентов, которым предлагаются услуги. Психолог должен воздерживаться от преувеличенных или непроверяемых заявлений об эффективности используемых методов и от рекламы, которая может вызвать нереалистичные ожидания.

 

7.3 Использование отзывов клиентов 

Психолог не просит отзывов у текущих или бывших клиентов, а также у любых других людей, которые могут находиться под его воздействием. 

 

7.4 Ограничение в продвижении услуг 

Психолог не рекламирует свою продукцию, тренинги и прочие услуги своим актуальным, бывшим клиентам, студентам, супервизантам и другим людям, которые потенциально подвержены риску эксплуатации с его стороны.


Раздел 8.  Обучение консультированию и психотерапии

В этом разделе обсуждаются этические аспекты преподавания и оценивания работы студентов, границ взаимоотношений со студентами, особенностей соблюдения конфиденциальности в процессе обучения, недопустимости дискриминационной практики.

 

8.1 Ответственность преподавателя

В процессе обучения студентов преподаватель отвечает за собственные действия в рамках профессиональной подготовки и опыта, за предоставление своевременной и полной информации, связанной с процессом обучения, а также за уважительное и антидискриминационное поведение в работе со студентами.

8.1.1 Уважение к личности студента

Преподаватель, взаимодействуя со студентами,  исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных законодательством Российской Федерации.

Преподаватель с равным уважением относится к студентам вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.

8.1.2 Информирование об обучении

Преподаватель информирует студентов о специфике обучения и предлагаемого подхода, предоставляет информацию о форме обучения, вероятных эффектах и рисках, мерах психологической безопасности в процессе обучения.

8.1.3 Профессиональная компетентность

Преподаватель ответственен за поддержание собственного уровня компетентности, точность и актуальность предлагаемого материала, этичность его подачи.

 

8.2 Конфиденциальность в отношении личных данных студентов

Личная информация,  полученная преподавателем от студента в процессе профессиональной деятельности, не должна быть использована в интересах преподавателя или третьих лиц.

Устная, печатная, аудиовизуальная и любые другие виды публикации случаев с иллюстративными, образовательными или научными целями должны осуществляться так, чтобы было невозможно идентифицировать описываемое лицо, группу или организацию. 

 

8.3 Границы в отношениях со студентами

Преподаватель осознает ответственность за соблюдение границ профессионального взаимодействия со студентами.

8.3.1 Риски эксплуатации

Преподаватель осознает свое возможное влияние на студентов и учитывает риски злоупотребления своим авторитетом, избегая эмоциональной, материальной, сексуальной или другого рода эксплуатации студентов.

8.3.2 Множественные отношения со студентами

Преподаватель воздерживается от множественных отношений со студентами и учениками (преподавание предмета и параллельно проведение личной терапии студенту), которые могут осложнить процесс обучения. 

8.3.3 Виды запрещенных отношений

Сексуальные и романтические отношения с лицами, с которыми преподавателя связывают профессиональные отношения (терапия, исследование, обучение, супервизии), запрещены.

8.3.4 Отношения после окончания обучения

Психолог осознает, что влияние его авторитета на студента сохраняется после окончания обучения и прилагает усилия, чтобы не использовать свой авторитет. 

 

8.4 Оценка знаний студентов 

Преподаватель ясно осознает свою ответственность за профессиональные действия, высказывания и рекомендации, вытекающие из его профессиональной роли. Любое действие преподавателя по отношению к студенту должно соответствовать его профессиональной компетенции.

Преподаватель беспристрастно и непредвзято относится к студенту. Преподаватель осознает, что возможные пересечения в смежных контекстах (например, участие в обучающих группах этого же преподавателя в иных организациях) могут иметь влияние на оценку им студента и учитывает это. 

Преподаватель должен уметь объяснить студенту свои решения и действия доступным образом.


Раздел 9. Исследования и публикации

В этом разделе обсуждаются практики проведения исследований в области психотерапии и психологического консультирования.

 

9.1 Ответственность исследователя перед респондентами

Психолог несет ответственность перед респондентами в предоставлении полной информации об исследовании, непричинении вреда в процессе и результате проведения исследования, в осуществлении исследования на высоком уровне качества и в соответствии с мировыми научными стандартами.

Психолог не искажает и не скрывает информацию от респондента до и во время исследования, если только не установлено, что искажение и сокрытие оправдано значительным научным, образовательным или прикладным значением исследования, и что участнику исследования при этом не будет нанесен какой-либо ущерб.

Психолог объясняет любое сокрытие или искажение информации об исследовании, которые являются неотъемлемой частью проведения исследования, как только это возможно, желательно по завершении их участия, но не позднее, чем при завершении сбора данных.

 

9.2 Информированное согласие

Психолог перед проведением исследования обязан получить письменное подтверждение от респондентов об их согласии на сбор и обработку соответствующей информации, и на возможность обнародования результатов исследования в научных и других публикациях на основе полученной информации (см. Приложение 2).

В случае участия в исследовании совершеннолетних, информированное согласие подписывается ими самостоятельно. За несовершеннолетних согласие подписывают родители или их официальные представители.

 

Информированное согласие может не требоваться, если речь идет о полностью анонимных опросных листах, архивных исследованиях, для которых раскрытие ответов не ставит участников под угрозу уголовной или гражданской ответственности и/или не наносит ущерб их финансовому статусу, возможности трудоустройства или репутации, конфиденциальность при этом защищена.

 

9.3 Конфиденциальность данных респондентов

Все данные респондентов, полученные в ходе исследований, являются строго конфиденциальными и могут быть использованы только в целях и при условиях, указанных в информированном согласии.

Психолог, получивший конфиденциальную информацию, обязан создать условия для ее полной защиты и сохранности данных, предотвратить ее утечку и доступ третьих лиц. Также конфиденциальная информация не должна передаваться по незащищенным каналам и храниться на компьютерах общего пользования.

 

9.4 Участие студентов и коллег в исследованиях 

При привлечении к исследованию респондентов, которые находятся по отношению к исследователю в подчиненном положении (студентов тех же или связанных программ, собственных сотрудников или подчиненных) преподаватель-исследователь осознает вероятное неравномерное распределение власти (невозможность отказать) и предпринимает шаги для защиты потенциальных участников от неблагоприятных последствий отказа от участия — в частности, это не должно влиять на оценку достижений учащихся, на карьеру сотрудников и пр.

Когда участие в исследованиях является требованием к курсу или возможностью получения дополнительного кредита (зачета учебных часов), потенциальному участнику предоставляется возможность выбора справедливых альтернативных видов деятельности.

 

9.5 Участие клиентов в исследованиях

Психолог не должен проводить исследования со своими клиентами, ставя их под угрозу эксплуатации и невозможности отказаться от участия в исследовании.

 

9.6 Обязательства перед респондентами после завершения сбора данных

Психолог предоставляет участникам возможность получить информацию о характере, результатах и выводах исследования, и принимает разумные меры для устранения любых заблуждений, которые могут иметь участники.

Если научные или гуманные ценности оправдывают утаивание этой информации, психолог принимает разумные меры для снижения риска причинения вреда.

Если психолог узнает, что исследовательские процедуры причинили вред участнику, он предпринимает шаги для минимизации вреда.

 

9.7 Сообщение о результатах исследования

Форма и сроки представления участникам информации о результатах исследования оговаривается в информированном согласии. Результаты представляются участникам исследования на понятном для них языке и однозначно интерпретируются.

 

9.8 Публикации в научных журналах и других изданиях

При публикации результатов исследований в научных журналах и других изданиях психолог отвечает за их актуальность, научную новизну, объективность и обоснованность выводов.

Психолог не фабрикует данные.

Если психолог обнаруживает значительные ошибки в своих опубликованных данных, он предпринимает шаги для исправления таких ошибок.

 

9.9 Плагиат и само-плагиат

Психолог не допускает ни плагиата, ни самоплагиата (частичного или полного использования ранее опубликованных своих или чужих работ).

Психолог не публикует повторно ранее опубликованные данные, за исключением тех случаев, когда они сопровождаются новым анализом.

 

9.10 Оценка вклада исследователей при коллаборации

Психолог честно обозначает ту часть работы, которая выполнена им. Психолог точно отражает вклад вовлеченных в исследования или работу лиц, независимо от их статуса. Незначительные вклады в исследования или публикации подтверждаются надлежащим образом, например, в сносках, благодарностях или во вступительном слове.

 

9.11 Взаимодействие с другими исследователями

После опубликования результатов исследований психолог не уничтожает данные, на основании которых сделаны выводы, и предпринимает возможные меры, чтобы у других компетентных специалистов была возможность проверить результаты посредством повторного анализа. Это может быть осуществлено при условии защиты конфиденциальности участников.

Психологи, которые запрашивают данные от других психологов, могут использовать общие данные только для заявленной цели воспроизведения исследования. Психологи имеют право запросить письменное согласие для всех других видов использования данных.


Раздел 10. Этический комитет 

Раздел посвящен рекомендациям по формированию, работе и решениям этического комитета. 

 

10.1 Полномочия этического комитета

Задача этического комитета — поддержка каждого члена профессионального сообщества.

Непосредственная функция участников этического комитета — рассмотрение случаев внутри сообщества, представленных коллегами или клиентами. 

Члены этического комитета осознают границы своих полномочий и воздерживаются от вынесения самостоятельных оценок деятельности коллег. Решения этического комитета носят рекомендательный характер, не являются основанием для дискриминации и должны быть обоснованы и донесены до сторон в ясной и исчерпывающей манере. 

 

10.2 Избираемость этического комитета 

10.2.1 Основания для формирования этического комитета

Этический комитет формируется в соответствии с ценностями профессионального сообщества, которые близки и разделяемы членами этого сообщества. Члены этического комитета избираются или назначаются в соответствии с понятными и ясно обозначенными сообществу регламентациями. 

10.2.2 Конфликт интересов

При рассмотрении этическим комитетом случаев коллег, имеющих множественные отношения с участниками сторон, должен быть обеспечен кворум из членов этического комитета, не имеющих конфликта интересов.

 

10.3 Формальное разрешение ситуации 

При невозможности или неуспехе неформального разрешения конфликта, психолог должен обратиться в этический комитет профессионального сообщества, в котором состоит коллега, нарушающий этические принципы. Нежелание последнего сотрудничать с этическим комитетом само по себе является нарушением этики. Обращения в этический комитет должны быть подкреплены фактами и не могут быть анонимными. 

Обращение в этический комитет не является основанием для дискриминации коллег, как тех на которых поступила жалоба, так и тех, от кого она исходит.  Каждое обращение должно быть рассмотрено.



П Р И Л О Ж Е Н И Я



Приложение 1. Рекомендации по составлению информированного согласия

В информированное согласие психолога должны входить: 

  1. Вводная часть: представление специалиста, его контактные данные, образование, сфера компетенции, методы работы, описание методов работы
  2. Описание услуги: цели и процесс оказания, что может происходить на встречах, что может ожидать клиент, материалы для самостоятельного изучения или поддержки
  3. Сеттинг: продолжительность, частота, перенос и отмена встреч, работа вне встреч (доступность психолога по телефону или СМС), телефоны доверия на случай чрезвычайных ситуаций (недоступности психолога), окончание и прерывание работы
  4. Информация о супервизии (в том числе о прохождении супервизии во время обучения; контактные данные этической комиссии ассоциации, в которой состоит психолог
  5. Указание о конфиденциальности и её границах
  6. Подписи клиента и психолога

 

Рекомендуем: 

  1. В начале и конце документа указать на необходимость ознакомления и подписи клиентом и психологом
  2. Уточнить, что психолог и клиент не могут “дружить” в социальных сетях
  3. Прописать право клиента спрашивать у психолога информацию о нём

Приложение 2. Рекомендации по составлению информированного согласия на исследование

Информированное согласие в обязательном порядке должно содержать описание: 

  1. Целей и процедур исследования, его ожидаемой продолжительности,
  2. Возможных рисков и выгод для респондентов
  3. Условий отзыва согласия на использование информации, условий отказа от участия и выйти из исследования после начала участия
  4. Предполагаемых результатов исследований
  5. Пределов конфиденциальности
  6. Материальных выгод или иных стимулов для участия в исследовании
  7. С кем можно связаться по вопросам, касающимся прав участников исследований.

 

Психолог, проводящий исследование с использованием экспериментальных методов работы, разъясняет участникам в начале исследования:

  1. Экспериментальный характер метода/подхода
  2. Услуги, которые будут или не будут доступны контрольной группе (группам), если это подразумевает дизайн исследования
  3. Способ, с помощью которого будет осуществляться распределение в экспериментальную и контрольную группы
  4. Доступные альтернативы психологической и медицинской помощи, если индивидуум не желает участвовать в исследовании или хочет выйти после начала исследования
  5. Денежная компенсация или издержки участия

 

Этический кодекс подготовлен Рабочей группой по этике КЭПП, осень 2019 г. 

Поделиться