Схема-терапия

Руководитель секции – к.м.н. Александра Ялтонская, сертифицированный в ISST схема-терапевт, тренер, супервизор.

Схема-терапия – это метод психотерапии, разработанный для людей, страдающих затяжными аффективными нарушениями, личностными расстройствами, а также имеющих хронические психологические проблемы, повторяющиеся в разных сферах и периодах жизни, формируя «негативные психологические паттерны».  Метод был разработан доктором Джеффри Янгом, который, будучи учеником основателя когнитивной терапии Аарона Бека, разработал метод помощи депрессивным пациентам, которые плохо отвечали на стандартную когнитивную терапию. В дальнейшем метод приобрел важное значение в лечении пациентов с расстройствами личности. В 90-е годы появились первые публикации в области схема-терапии. С 2000 годов по настоящее время проводятся многочисленные научные исследования, оценивающие эффективность данного метода терапии и расширение сферы его практического применения.

  • Схема-терапия является интегративными подходом, выросшим из «семьи» когнитивно-поведенческой психотерапии, но включившим в себя идеи психоаналитической терапии, теории привязанности, теории объектных отношений, транзактного анализа и гештальт-терапии.
  • Эффективность индивидуальной и групповой схема-терапии подтверждена в нескольких  рандомизированных клинических исследованиях (RCTs) и мета-анализами;
  • Имеет доказанные преимущества по сравнению с другими подходами для лечения расстройств личности (меньшая частота ухода из терапии и т.д.);
  • Существует ряд сравнительных исследований, показывающих преимущества по отдельным мишеням, однако в целом надежных различий в эффективности методов не выявлено;
  • Сравнение схема-терапии (SТ) и терапии, сфокусированной на переносе (TFT) показало большую эффективность ST меньшее число drop-out при лечении ST в сравнении с TFT (Giesen-Bloo J et al., 2006);
  • Схема-терапия эффективна в отношении широкого спектра ПРЛ симптомов и доказывает уменьшение тяжести ПРЛ симптомов по всем 4 диагностическим доменам;
  • В последние годы получены предварительные результаты эффективности СТ для лечения психотических нарушений, зависимости от психоактивных веществ, расстройств пищевого поведения, посттравматического стрессового расстройства, хронической депрессии;
  • Схема-терапия проводится в индивидуальном и групповом форматах, есть отдельные подходы для детей и подростков, пожилых людей, супружеских пар.

Основными понятиями в схема-терапии являются эмоциональные потребности, при дефиците удовлетворения которых в раннем детском возрасте у людей с особым типом темперамента формируются дисфункциональные когнитивные схемы. При активации когнитивных схем во взрослом возрасте на фоне триггерных ситуаций и стрессовых обстоятельств, у человека происходит сверхсильная эмоциональная реакция и запуск цепи дисфункциональных режимов.

Базовые эмоциональные потребности:

•    Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, руководство)
•    Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды
•    Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности
•    Потребность в спонтанности и игре
•    Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю

Дисфункциональные когнитивные схемы
•    Включают воспоминания, эмоции, когниции и телесные ощущения;
•    Распространяются на себя и на отношения с другими людьми;
•    Возникают в детстве или подростковом возрасте;
•    Развиваются на протяжении всей жизни;
•    Даже при том условии, что схемы закрепляются сразу, как только образуются, мы не всегда их осознаем.
•    Как правило, они функционируют достаточно хитроумным способом вне нашего сознания.
•    Однако, когда проявляется действие схемы, обусловленное определенными событиями, наши мысли и чувства контролируются схемами. Именно в такие моменты люди, как правило, испытывают крайне негативные эмоции и имеют негативные мысли.

Основные 18 дисфункциональных смен разбиты по 5 доменам.
•    Неудовлетворенная потребность в надежной привязанности
       (безопасность, понимание, принятие)
Схемы: 1) Покинутость 2) Недоверие/жестокое обращение 3) Эмоциональная депривация 4) Дефективность 5) Социальная изоляция;
•    Неудовлетворенная потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности
Схемы 6) Зависимость 7) Уязвимость к ущербу 8) Неразвитая идентичность 9) Неудачи 10) Негативизм/пессимизм;
•    Неудовлетворенная потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды
Схемы 11) Подчинения 12) Самопожертвования 13) Поиска одобрения;
•    Неудовлетворенная потребность в спонтанности и игре
Схемы 14) Подавления эмоций 15) Пунитивность 16) Жесткие стандарты;
•    Неудовлетворенная потребность в реалистичных границах и самоконтроле
Схемы 17) Грандиозность 18) Недостаточность самоконтроля

Что такое режимы?
•    Режимы — ежеминутные эмоционально-когнитивные состояния  с особыми копинговыми реакциями;
•    Схожи с нашим ежедневным опытом, но более тяжелые;
•    Режимы запускаются жизненными ситуациями, к которым мы чересчур чувствительны;
•    Человек может перескакивать с одного режима на другой (переключение);
•    На поверхности: копинг – режимы;
•    В глубине: детские режимы (потребности ребенка);
•    Усвоенные родительские правила, стандарты, наказания: родительские режимы;

Основные режимы схема-терапии
•    Уязвимого и рассерженного ребенка
•    Режимы дисфункционального родителя
—    Требовательный родитель
—    Критикующий родитель
—    Вызывающий вину родитель
—    Карающий родитель  
•    Копинговые режимы
•    Режим Здорового Взрослого
•    Режим Счастливого Ребенка

Основные цели схема-терапии:

—    Понять механизм развития и поддержания психологических проблем с помощью модели схема-терапии
—    Ослабить выраженность дисфункциональных когнитивных схем
—    Составить план совладания с неэффективными копинг-режимами
—    Ослабить влияние дисфункциональных родительских режимов
—    Оказать помощь внутреннему уязвимому ребенку
—    Развить режим здорового взрослого и счастливого ребенка

Международное Сообщество Схема Терапевтов/ International Society of Schema Therapy

С подробными критериями для прохождения международной сертификации  на английском языке вы можете ознакомиться по ссылке: https://www.schematherapysociety.org/resources/Documents/2-2017%20ISST%20CERTIFICATION%20REQUIREMENTS.pdf

 на русском языке: https://schema-therapy.ru/критерии сертификации

В настоящее время в России существует две аккредитованные  сертификационные  обучающие программы по схема-терапии:

1) В Московском Институте Схема Терапии (МИСТ), действует обучающая программа программа по индивидуальной схема-терапии, которая состоит из 6 двухдневных модулей по темам 1) Введение в схема-терапию; 2) Техники схема-терапии: когнитивные и поведенческие интервенции; 3) Техники схема-терапии: экспериенциальные техники; 4) Схема-терапия расстройств личности кластера В (пограничное, нарциссическое, антисоциальное и гистрионное РЛ); 5) Схема-терапия расстройств личности кластера С (избегающее, зависимое, обсессивно-компульсивное РЛ); 6) Схема-терапия расстройств Оси 1 и неклинических случаев (хроническая депрессия, ПТСР, комплексная травма, расстройства пищевого поведения, употребления психоактивных веществ).  

Подробности о программе и обучающих мероприятиях вы можете узнать на сайте: https://schema-therapy.ru/

2) Институт Схема Терапии в Санкт-Петербурге, Центр Анима, программа по индивидуальной, групповой схема-терапии и схема-терапии детей и подростков. Программы состоят из 2-3-х обучающих модулей. Руководитель программ – Павел Касьяник.

Подробности на сайте: http://animapsy.ru/sxematerapiya/

Список основной литературы по схема-терапии:
1.    Schema Therapy: A Practitioner’s Guide by Jeffrey E.Young, Janet Klosko, Marjorie E. Weishaar, 2006;
2.    The Schema Therapy Clinician’s Guide: A complete resource for building and delivering individual, group and integrated mode treatment programs by Joan Farrell, Neele Reiss and Ida Shaw. Wiley-Blackwell, April 2014;
3.    Schema Therapy in Practice: An Introductory Guide to the Schema Mode Approach by Arnoud Arntz, Jitta Jacob, 2017 (including Russian transllation);
4.    Handbook of Schema Therapy: Theory, Research and Practice / ed. by Van Vreeswijk M., Broersen J., Nadort M. Oxford: Wiley-Blackwell, 2012. 680 p.
5.    Breaking Negative Thinking Patterns: A Schema Therapy Self-Help and Support Book by Gitta Jacob, Hannie van Genderen, Laura Seebsuer, 2015;
6.    Experiencing Schema Therapy from the Inside Out: A Self-Practice/Self-Reflection Workbook for Therapists (Self-Practice/Self-Reflection Guides for Psychotherapists by Joan M.Farrel,Ida A.Shaw,Wendy T.Behary,2018;
7.    Arntz, A. & Van Genderen, H. (2009)  Schema Therapy for Borderline Personality Disorder Chichester: John Wiley and Son
8.    Disarming the Narcissist: Surviving and Thriving with the Self-Absorbed by Wendy T.Behary, 2013;
9.    Холмогорова А. Б. Схема-терапия Дж. Янга — один из наиболее эффективных методов помощи пациентам с пограничным расстройством личности // Журнал «Консультативная психология и психотерапия». 2014. Т. 22, No 2. С. 78–87.
10.    Касьяник П.М. Диагностика ранних дезадаптивных схем / П. М. Касьяник, Е. В. Романова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. — 152с.